Выбери свою дорогу!
О КЛУБЕ АТРИБУТИКА ПРАВИЛА ГОСТЯМ


Эскапизм, как результат глобализации → 

Для души и для сердца

Эскапизм, как результат глобализации

Сообщение Замыкало » 20 дек 2014, 16:37

Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Думаю, начать стоит с определения. Большой Энциклопедический словарь так трактует понятие эскапизма:
«Эскапизм — (ескейпизм) (от англ. escape – бежать, спастись), стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения». Энциклопедия социологии определяет его так: «Соц. явление в современном обществе, заключающееся в стремлении индивида или части соц. группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир соц. иллюзий или в сферу псевдодеятельности. см. маргинальность».

Итак, в чем же причина эскпизма?

Начнем с того, что современный мир, помимо небывалого технологического прогресса, характеризует так же крайняя неоднородность общества, при неизменном росте населения. Такие явления, как переселение, эмиграция, сейчас широко распространены. Как результат, сталкиваются различные идеологии и мировоззрения, на той почве возникают конфликты, компромиссные решения, переоценка ценностей – то, что можно назвать культурной взаимной интеграцией. Однако ни о каком единстве мировосприятия и речи быть не может – в мире, разделенном идеологически, экономически, демографически, теологически, под постоянным напором информации, комфортное существование для всех членов социума априори невозможно.
Неприятие действительности в таких условиях некоторыми членами социума, абсолютно закономерно. И уход от действительности – эскапизм -логичное продолжение предыдущего пункта. В современном мире эскапизм – вещь повсеместно встречающаяся.
Звучит знакомо? Эскапизм – это болезнь как раз нашей возрастной категории, Плюс-минус пять лет.
Неприятие социума особенно заметно в молодежной среде, так как молодежь является самой динамичной и неоднородной по составу группой, без четко выработанной модели поведения и жизненных ориентиров. Добавим сюда неоднозначное влияние масс-медиа, извечный конфликт «отцы и дети», общение со сверстниками, чье жизненное кредо может кардинально отличаться, остатки «переходного» возраста, и мы получим идеальную среду для проявления конфликта «индивид-социум».

Далее. Перейдем к тому, как же все-таки понять эскапизм?

С одной стороны, этот феномен известен на протяжении всей истории человечества: знаменитый Диоген, живший в бочке; Эпикур, создавший революционную атеистическую школу; Гераклит, ушедший в отшельничество; Будда – принц, покинувший дворец и ставший проповедником; император Диоклетиан, сложивший полномочия и ставший отшельником, Людовик 13й, все свободное время посвящавший изготовлению варенья – лишь несколько из длинного списка эскапистов.
С другой стороны, понять, что именно толкает людей к эскапизму (а так же к его крайним формам – суициду и отшельничеству), с философской, социологической, психологической точки зрения человечество пытается не так и давно. Как ни странно, тема эскапизма стала особенно популярной среди художественной литературы – Дж. Толкиен, Д. Лондон, Ф. Достоевский, Р. Бредбери, Л. Толстой, М. Лермонтов, И. Гончаров, О. Хаксли.
Чем же обусловлен интерес к эскапизму в наше время?

Эскапизм становится серьезной проблемой социума и в скором времени может повлечь за собой серьезные негативные последствия. Если раньше эскапизм не обладал столь массовым характером, то сейчас он начинает приобретать поистине угрожающие размеры. Включенность молодого поколения в социальные процессы с каждым годом становится все меньше, что может привести к серьезным проблемам в будущем. Данная проблема является очень важной, так как от того, как формируется новое поколение, зависит положение вещей в стране и даже во всем мире. Борьба с феноменом эскапизма у современной студенческой молодежи — задача достаточно сложная, но перед нами стоят другие цели.
Кто мне скажет, какова сейчас общая численность населения земли?

Семь миллиардов человек. Земля стала напоминать огромный муравейник – по сравнению с прошедшими веками, на нашей планете просто бум развития homo sapiens. Однако вместе с этим пришла и новая проблема – отдельный индивид является всего лишь винтиком в огромном механизме. Сделаем смелое предположение, что современный мир – мир статистики и миллионов. Это мир, в котором интересы одного человека, сотни, или даже тысячи будут значимы в некоторых аспектах. Свобода одного начинается там, где заканчивается свобода другого.

Далее я хотела бы осветить появление самого термина «эскапизм»
Слово «эскапизм» появилось не так давно. Впервые, в 1939 году, оно появляется в Webster’s New International Dictionary, и в последующие года становится одним из самых часто применяемых терминов в политической, психологической, социологической публицистике, правда, употребляется в негативном значении. Так, в США этот термин употреблялся для обозначения маргиналов.
В советской же литературе феномен эскапизма рассматривался как детище «загнивающего капитализма», несомненный признак «разложения» буржуазного общества. В СССР эскапизм связывали с проявлением эгоизма и нигилизма, и пытались с ним бороться – да и сам коммунизм не предполагает для личности пространства для «бегства» от мира. Интересно, что в советские словари термин «эскапизм» так и не попал – наиболее близкое в русском языке слово для него было «отдушина». Впрочем, коммунизм не победил стремление людей от него убежать – так называемая «перестройка» 1985-1989 годов тому лишнее подтверждение. Однако, уже в 1973 Webster’s New Collegiate дает следующее определение: «Эскапизм - обыденное отвлечение разума в сторону воображаемой или развлекательной деятельности в качестве бегства от реальности или рутины». Отметим, что это явление стало определяться как обыденное.

Отметим – в обоих случаях эскапизм рассматривается как некое отклонение, как девиация в поведении – в той же Энциклопедии Социологии дается перекрестная ссылка на маргинальность.
Как вы считаете, эскапизм это хорошо или плохо?... С точки зрения социологии это нормально и обыденно.
Не смотря на то, что явление эскапизма, казалось бы, уже обыденное, оно все еще несет негативную окраску. На наш взгляд, это предвзятое мнение. Приведем пример и вспомним двух замечательных ученых: Дмитрия Менделеева, который на досуге мастерил чемоданы, и Николу Тесла, бывшего затворником. Оба были эскапистами, но эскапизм их существенно отличался, при этом, ни об одном нельзя сказать, что их эскапизм создавал им проблемы, и уж тем более, ни один из них не относится к маргинальному слою населения. Другой пример – Диоген: вот к нему маргинальность, как и эскапизм, относятся одинаково.
Приведем еще такой пример: чтение художественной литературы – это так же эскапизм, однако его польза неоспорима, и суицид – это тоже эскапизм, но уже отнюдь не столь полезный для индивида. Обозначать единым термином два таких разных явления было бы крайне непредусмотрительно. Говоря грубо, любая деятельность, не направленная на благо социума, а удовлетворяющая специфические потребности индивида, является эскапизмом.
Кто мне скажет, в чем вообще причина проявления эскапизма?
С социологической точки зрения, причиной эскапизма является конфликт личности с обществом, которое он не в силах изменить. Общество – продукт деятельности людей, и в результате этой деятельности происходит формирование и самореализация личности человека. Парадоксально, однако, в современных условиях, человек не создает общество, в котором родился, с нуля – он лишь дополняет его, и видоизменяет. Но не всегда имеет возможность это сделать. В условиях устоявшихся норм в различных сферах социальной жизни – экономической, социальной, политической, духовной, - возникает проблема самореализации. Отпечаток культуры и воспитания препятствует индивиду в изменении того или иного аспекта общества, и, будем честны, не каждая личность в одиночку может изменить общество под себя, если вообще такое возможно. Добавим, что общество составляют и другие индивиды, и противодействие с их стороны так же следует ожидать. Следовательно, возникает конфликт индивида и общества, и как результат, возможны несколько выходов – либо выпадение из социума и маргинализация, либо «выход» из общества, либо эскапизм. Обратим внимание на два последних пункта. Не следует путать «выход» из общества с эскапизмом. Так называемый «выход», по Д.Г. Литвицкой, – это разрыв связи со своей социальной группой без перехода в какую-либо другую, и как раз созданием с нуля, нового общества, как продукта деятельности людей. В то же время, «выход» не является эскапизмом, ибо не предусматривает полную самодостаточность и удовлетворение неразрешенных потребностей для всех членов этого нового социума, хотя эти два понятия перекликаются. Так, например, человек, присоединяясь к субкультуре панков, не совершает «выход» – он не создает это общество, он переходит из одного в другое, которое удовлетворяет его потребности, то есть это эскапизм. А первые колонисты Америки именно «выходили» из старого общества, без перехода в другое, и создали новый социум. «Выход» от маргинализации же отличает успешность – «выход» всегда заканчивается построением нового общества, тогда как маргинализация заканчивается люмпенизацией.
Еще мне хотелось бы вам расскать, непосредственно, об исследованиях эскапизма. (Это под вопросом, если хватит времени).
Наиболее частые и древние исследования причины эскапизма можно найти в философии. Эскапизм с точки зрения философии – это экзистенциальная проблема. Ее, до изобретения самого термина «эскапизм», рассматривали очень многие. С одной стороны, в философии эскапизм неразрывно связан с понятием свободы человека. Что есть свобода? Сократ считал свободу возможностью выбора своей судьбы, Аристотель называл свободой независимость от насильного навязывания чьей-либо власти, Эпикур искал свободу от страдания в гедонизме. В работах Канта, Гёте и Шиллера, ставится вопрос о свободе, как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Ницше считал свободой освобождение от морали. Не будем приводить дальнейшие примеры, ибо их множество, скажем, что свобода одного не являлась свободой для другого. Налицо конфликт индивид-индивид, а так же индивид-социум, так как не все толкования свободы допускались в тот или иной временной промежуток в разных государствах – к примеру, печально известная инквизиция четко определяла свое понятие свободы, а имевших свою точку зрения на этот вопрос ждала скорая переоценка ценностей или печальный конец. В современной России наблюдается в чем-то схожая ситуация, в конфликте либералов, оппозиции и действующей власти. Отметим, что понятие свободы тесно связано с понятием анархизма, которое предполагает полный отказ от государства как такового. Таким образом, в философии свобода всегда подразумевала тот или иной эскапизм.
С другой стороны, в философии много трудов посвящено суициду. Однако эта тема, опять же, является производной темы свободы в философии, как мы докажем далее. Это «крайний» эскапизм, радикальное бегство от проблем мира, радикальная свобода от мира. Отметим, в разные века и в разных культурах самоубийство оценивалось по-разному. В южноамериканской культуре инков, например, самоубийство носило ритуальный характер, к нему подготавливали жрецы, и самоубийцы пользовались уважением. В синтоизме, самоубийство было неотъемлемой частью. Выражало оно, как правило, протест, подкрепляющий прижизненное мнение самоубийцы (практика, как ни странно, существующая до сих пор – не так давно японский ученый повесился, протестуя против обвинения в подтасовке фактов, а японский правозащитник сжег себя, протестуя против восстановления армии в Японии). Так же это могло быть логическим продолжением служения господину в среде самураев, либо почетной казнью. В некоторых течениях индуизма самоубийство в старости, путем голодания, считается благоприятной для очищения кармы практикой. Отметим, что вышеприведенные примеры, хоть и относятся к эскапизму, но нами рассматриваться не будут, так как имеют в качестве первопричины культурный, религиозный аспект, а не вызываются невозможностью «сбежать» от мира.
Далее мы рассмотрим типологию эскапизма.
Эскапизм можно разделить на следующие виды:
1. Связанный с отказом от технологий, и физическое перемещение от общества:
- Downshifting
2. Связанный с чрезмерным увлечением технологией, ограничение от общества в его пределах:
- Культура хиккимори
- Basement dwelling (cell-dwelling)
3. Отшельничество

Кто мне даст определение Downshifting’a?
Дауншифтинг (от англ. переключение передачи автомобиля на более низкую, либо замедление, остановка) - это отказ от стремления к общепринятым благам, таким как капитал, карьера, обладанием материальными объектами. Люди, причисляющие себя к этой группе, склонны оставлять жизнь в обществе и уходить в отшельничество, живя для собственного обеспечения в максимальном отрыве от цивилизации, с использованием минимального количества ее благ. История этого явления корнями уходит в культуру хиппи, и организуемых ими коммун. Впервые это явление возникло именно в США, сам термин «дауншифтинг» впервые был употреблен в статье журналисткой Сарой Бен Бреатна «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е», опубликованной в 31 декабря 1991 года. Отметим, что причины дауншифтинга в разных странах носят свои особенности: в частности, в Британии имеется экологический подтекст этого явления (стремление употреблять органические продукты, переработка мусора, экономия ресурсов и энергии, что роднит его с культурой «зеленых», т.е. защитников окружающей среды), в Австралии же главным является смена места проживания. В России это явление распространено в Москве и Санкт-Петербурге, так как любой переезд из этих городов в любую другую точку России уже можно считать дауншифтингом из-за сложной социальной и экономической ситуации в стране. Часты случаи, когда, как правило, преуспевающие бизнесмены с семьями, отказываются от квартир и имущества, и переселяются в отдаленные леса, максимально ограничивая общение с внешним миром (Примером может служить предприниматель Герман Стерлингов). Так же, в России считается дауншифтингом переселение в развивающиеся страны и страны третьего мира, хотя такое переселение не всегда может носить черты отшельничества.
Рассматривая историю дауншифтинга в России, да и в мире в целом, нельзя не упомянуть о таком явлении, как опрощение. Опрощение - выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации. Причинами такого отказа могут служить этические, религиозные, материальные и другие предпочтения. Это учение, в первую очередь, широко известно благодаря Льву Николаевичу Толстову, обосновавшего основные положения этого учения и применявшего их на практике. Причиной для этого послужили выводы, которые вынес Толстой из своего духовного поиска (см. «Исповедь»), и конфликт с православной церковью, публично позже предавшей его анафеме. Можно сказать, что Толстой и его последователи были первыми дауншифтерами в современном мире, а появившиеся позднее коммуны хиппи во многом схожи с общинами «толстовцев». Стоит вспомнить и историю Будды – будучи принцем, он узнал о существовании горя вне пределов дворца, и отказался от всех благ, какими обладал. Этот поступок нельзя назвать дауншифтингом в прямом смысле слова (так как Будда не предполагал полного отрыва от социума, и его уход был лишь способом начать духовный поиск) однако он имеет много с ним общего.
Перейдем к определению культуры хиккимори.
Культура хиккимори – явление, впервые появившееся в Японии, а позже распространившееся на весь мир. Слово «хиккимори» нельзя дословно перевести на русский: первая часть «хики» образована от глагола 引く «Хику», имеющего более десяти значений — тянуть, вести, привлекать, приводить и другие; вторая часть «Комори» образована от глагола 篭もる «Комору» — уединяться, сидеть взаперти. Так, «О-комори» называли ночь, проведенную за уединенной молитвой в храме. На русский, его можно приблизительно истолковать как «затворник».
Суть этого явления заключается в полном ограждении от внешнего мира, не переселяясь физически и продолжая пользоваться всеми благами цивилизации. Можно сказать, что это добровольное затворничество в своем доме. Термин применяется, начиная с 1970-х годов, впервые введет японскими социологами, и, хотя ими он рассматривался на тот момент как исключительно японское явление, подобные явления наблюдались и в других странах с высоким уровнем благосостояния и популяцией: в Южной Корее, на Тайване. Зарождение этого явления в этих странах не случайно, так как их характеризует очень большая плотность населения – и в отсутствии возможности для переселения, отшельниками становятся, не выходя из дома. Было выдвинуто предположение, что большая численность населения будет вызывать подобные явления априори, так как некоторые люди, ввиду своих психологических особенностей, будут стремиться избежать скоплений людей. Сейчас, феномен хиккимори можно встретить практически в любом крупном мегаполисе на планете.
В разных странах это явление рассматривается как частные варианты психиатрических болезней, таких как депрессия, социофобия, шизофрении. Однако, на наш взгляд, это неточное определение, так как не всегда феномен хиккимори соседствует с фобиями, либо другими нарушениями сознания. В той же Японии, по данным официальной статистике, к категории хиккимори относят почти 8% населения страны, а это больше 10 миллионов человек, и корреляции между феноменом хиккимори и нарушениями сознания так и не было выявлено.
Одним из основных принципов культуры хиккимори является отказ от самореализации через социальное функционирование, а также вынесение себя из системы ценностей социума, для удовлетворения своих специфических потребностей, но не отказ от технологий. С развитием Интернета и служб доставки и обслуживания, этот феномен начал набирать обороты.
Как это ни странно, но замечательным примером хиккимори является Обломов Гончарова: «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены».
И наконец…
Basement dwelling (он же cell-dwelling) – в переводе буквально «обитатель подвала», явление, во многом схожее с феноменом хиккимори, однако имеющее ряд принципиальных отличий. По сути, это то же самое затворничество в пределах своего дома, однако, вызывающее практически всегда значительные деструктивные последствия, как для материального состояния индивида, так и для его психики. Для представителя basement-dweller первопричиной не является желание ограничить общение с социумом, как поступаю хиккимори, но желание посвятить себя (зачастую маниакально) одной лишь деятельности, а ограничение контактов с социумом является лишь следствием. Также basement-dweller’ов отличает предпочтение лишь ограниченного числа благ цивилизации и полное игнорирование других. Феномен впервые появился в Америке, и, с развитием Интернета и компьютерной техники, распространился на Англию, Россию, Австралию и другие развитые страны. В своем самом радикальном виде, Basement-dweller, как следует из названия, предпочитает минимальные удобства, в т.ч. проживание в плохо оборудованных помещениях, употребляет дешевую, некачественную пищу, и проводит большую часть времени, как правило, за компьютером, в сети Интернет (что, впрочем, лишь наиболее частый пример, так как предметом увлечения может быть что угодно). Индивид абсолютно недееспособен, часто не зарабатывает себе на жизнь, и целиком зависит от родственников. Зачастую, разница между маргинальными слоями населения и basement-dweller’ами очень малозаметна. Велика роль Интернета и появления, так называемых, компьютерных онлайн-игр в развитии этого явления, так как социальные контакты зачастую ограничиваются лишь общением посредством компьютера.
Явление basement-dweller, что не удивительно, многие психологи и психиатры относят в разряд патологических, приравнивая его к маниакальным состоянием. Мы, однако, склонны относить его, прежде всего, к феномену «крайнего» эскапизма, не отрицая, впрочем, его деструктивного влияния и того, что он может вызывать психологические нарушения, как указывалось ранее. Если это явление возникает вследствие уже имевшихся у индивида болезней сознания, то basement-dwelling будет лишь выражением прогрессирования этой патологии, тогда как мы рассматриваем его именно с позиции добровольного решения, то есть эскапизма.
Существуют еще несколько подвидов эскапизма. Все из них вам знакомы, но немного в другом ключе.
1. Суицид – Эта форма эскапизма достигается разными путями, ведь человеческую изобретательность в уничтожении других homo sapiens и самого себя трудно недооценивать. Вновь упомянем Будду, который пытался уморить себя голодом, однако вовремя осознал, что принесение физического страдания лишь ухудшает состояние человека, но не просветляет его.
2. Религия. Все религии обещают своим адептам уход от страдания, решение проблем, удовлетворение потребностей – а эскапизм, как описано выше, является способом для того же самого. Получается, что религия есть проявление эскапизма, причем массовое. Поэтому утверждать, что религия равноценна «крайнему» эскапизму представляется нам неравноправным. Выдвинем следующую гипотезу – любая религия может стать почвой, как для «крайнего», так и для «умеренного» эскапизма. Стоит отметить, что в разных религиях сама возможность появления этих форм эскапизма различна. Во многих религиях, в большинстве своем, четко обозначается, что любое отклонение от догматов будет наказываться или в реальной, или в загробной жизни.
Не старайся быть иначе, чем в ином случае ты мог бы быть иным.
Аватара пользователя
Замыкало
Член Клуба
 
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 04 окт 2011, 16:26
Откуда: Москва
Благодарил (а): 83 раз.
Поблагодарили: 53 раз.
Имя: Николай
Тех. репутация: 31

Вернуться в Вера и религия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1